Примеры вопросов по предмету
Основы нейропсихологии
- Основы нейропсихологии (1-1)
- Впервые открыл связь левого полушария мозга с речью…
- Правое полушарие мозга специализируется (у правшей) на следующих функциях КРОМЕ:
- Такие нарушения эмоций как благодушие, эйфория, эмоциональное безразличие входят в структуру поражения:
- Какой синдром выделен специалистами детства, характеризующийся преимущественно гиперактивностью и дефицитом внимания.
- В состав нейропсихологического синдрома ...отделов мозга входят различные зрительные агнозии, оптическая алексия, нарушения зрительной памяти, зрительных представлений, зрительного внимания.
- Важнейшей структурой мозга, отвечающей за эмоции, является:
- Первый блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга по модели Лурия образован:
- Корсаковский синдром - это...
- Гематоэнцефалический барьер – это:
- Расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий мозга и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных ощущений – это:
- Опыты Сперри и Газанига, проведенные на больных с расщепленным мозгом, показали, что правое полушарие связано преимущественно с.
- Нарушение психической функции вследствие локального поражения мозга это:
- Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, в нейропсихологии называются...
- … проявляется в несформированности координации движений рук, возникновении полных реверсий (зеркальности): восприятие и анализ перцептивного поля справа налево. Дети могут писать справа налево, наблюдается тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральных отличий при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой. Кроме того, наблюдается явление аномии.
- Нарушения психических функций, возникающее как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов – это:
- За модально-неспецифические функции внимания отвечают.
- Характерной особенностью эквипотенционализма является:
- Кто придавал важное значение обратной афферентации в построении произвольных движений и действий.
- При поражении левого полушария мозга нарушается параметр мнестической деятельности:
- Основная функция первичных полей коры больших полушарий мозга – это:
- Основной научно обоснованный принцип восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга – это:
- К межполушарным факторам относятся факторы:
- К нейропсихологическим факторам школьной неуспеваемости являются все … КРОМЕ:
- ... было впервые введено понятие "акцептор результатов действия", важное для понимания организации произвольных движений и действий:
- В основе развиваемого школой Лурия подхода в нейропсихологии лежит учение.
- Нейропсихология изучает:
- Для … характерна интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуации, тенденция к глобальному копированию значимого взрослого без какой-либо критики к нему и к самому себе. К 12 годам речь у таких детей примитивна по синтаксису и выразительным средствам, носит в основном репродуктивный характер. Произвольное внимание сформировано недостаточно, любая учебная программа усваивается с трудом. Характерно стремление к упрощению программы вне зависимости от конечного задания:
- Первый блок мозга имеет непосредственное отношение к процессам ...
- "Синдром расщепленного мозга" возникает при поражении ... мозга:
- Акцептор действия – центральное понятие.
- Функциональная проба, направленная на диагностику пространственного праксиса:
- Различительные единицы звукового строя языка называются:
- Моторная эфферентная афазия в литературе называется:
- Нарушения восприятия и узнавания частей собственного тела.
- Гностические расстройства, возникающие при:
- Кинетическая апраксия возникает при поражении нижних отделов:
- Многократная циркуляция возбуждения по замкнутым нейрональным цепям называется:
- Речь, которая выражается в преобладании противоречивых по смыслу высказываниях пациента, называется:
- Нарушение, проявляющееся в снижении избирательности гностической деятельности и контроле результатов, при поражении передних отделов мозга (зрительная, слуховая и кожно-кинестетическая анализаторные системы сохранны).
- Нарушения произвольных целенаправленных движений и действий, не являющиеся следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т.п.), а относящиеся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов:
- Понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности:
- Нарушение, при котором больной не может показать, как совершается то или иное действие без предмета – это:
- Речь у взрослого человека, которая напоминает лепетание, картавость и интонационные особенности детской речи:
- Понижение чувствительности к запахам называется:
- Нарушение счетных операций называется:
- Одна из функциональных проб, направленная на изучение предметного гнозиса:
- Сочетание двигательно-пространственных и зрительно-пространственных нарушений называется:
- Существует четкая анатомическая граница между пирамидной и экстрапирамидной системами:
- Полное одностороннее выпадение движений руки и ноги называется:
- Нарушение, связанное с трудностями опознания букв, цифр, фигур, нарисованных на тыльной поверхности кисти:
- Первые упоминания о специализации полушарий были высказаны XIX в. французским врачом:
- Ослабление ощущений называется:
- Нарушение гнозиса, которое проявляется в виде нарушения целостного восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей.
- Ученый - родоначальник локализационизма, предложивший френологическую карту коры головного мозга:
- Автором потребностных культурно-исторической никогда теории больными развития ВПФ является:
- Расстройство речи, при котором больной говорит медленно, раздельно произнося слоги и слова:
- Структура, реализующая произвольные движения, начинается от моторных клеток Беца, продолжается в виде корково-спинномозгового тракта, который переходит на противоположную сторону в области пирамид и заканчивается на мотонейронах спинного мозга:
- В основе какого вида афазии лежит нарушение фонематического слуха:
- Полная потеря всех вкусовых ощущений называется:
- Насильственные движения контралатеральных руки, ноги, головы называются:
- Афазия – это:
- Нарушение, которое проявляется в увеличении общего времени протекания деятельности, увеличении латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов.
- Факторы, которые являются интегративными, характеризуя работу всего полушария в целом, а не отдельных зон (регионов) мозга называются:
- Были выделены три основные формы нарушенного внимания: аспонтанность, инактивность и инертность нейропсихологом:
- Смешение фрагментов или сюжетов двух рассказов, отдельно предложенных для прочтения и запоминания называется:
- На фоне заторможенности, вялости и пассивности часто усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний, возникают депрессивные состояния в виде приступов тревоги, беспокойства и страха, что характерно для…
- Системы, которые обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные возбуждения в ЦНС называются:
- Нарушение, которое возникает при поражении зоны ТРО области коры, находящейся на границе височных, теменных и затылочных отделов мозга: 37-го и частично 39-го полей слева; больные не понимают многих грамматических конструкций.
- Расстройство, которое проявляется в наслоении ощущений разных анализаторов – это:
- Структуры, которые отвечают за быструю истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания (постепенно увеличивается латентный период и число ошибок при серийных математических действиях), облегчается всплытие побочных ассоциаций, происходит непроизвольное угасание ориентировочного рефлекса.
- Внимание, с которым ребенок рождается, и оно осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, называется:
- Ученый, который открыл, что структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, мамиллярные тела, поясная извилина и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют «эмоциональные процессы».
- Факторы, связанные с работой стриопаллидума, миндалины, гиппокампа, таламических и гипоталамических образования называются:
- Нарушение эмоционально-личностной сферы в виде неадекватности эмоциональных реакций (эйфории, безразличия), некритичности, отсутствия устойчивых переживаний (или «эмоциональных конфликтов»), изменения отношения к близким, к окружающим, снижения уровня интересов, растормаживания элементарных влечений связан с.
- Обманы памяти, ложные узнавания или искаженные воспоминания, особые состояния, при которых человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми объектами и наоборот (симптомы «deja vu» и «jamais vu» — «дежавю» и «жемевю») - это:
- Речедвигательная зона находится:
- Навязчивое повторение слов, фраз, мелодий, движений, зрительных образов и др., в норме возникающее как следствие переутомлений, а также при неврозах и некоторой мозговой патологии.
- Немецкий психолог, который исследовал память методом эксперимента:
- Афазия, которая возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны слухового анализатора. Это верхние отделы 21-го и частично 37-го полей (зоне Т2); больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти.
- Расстройства памяти, при которых пробелы памяти «творчески» восполняются вымыслами или смешением воспоминаний прошлого и настоящего.
- Состояние, которое характеризуется дурным, угнетенным настроением, печалью, унынием, угрюмостью, ощущением глубокого несчастья, пессимистической оценкой настоящего, называется:
- Структура, которая имеет большое число связей со многими участками мозга и обеспечивает перевод информации (перекодирование) из кратковременной памяти в долговременную называется:
- Психический и физический распад личности, выражающийся в глубоком слабоумии и тяжелом физическом истощении, распаде речи, утрате контакта с окружающими, потере всех интересов и влечений, кроме пищевого инстинкта:
- Нарушение, которое проявляется в виде трудностей при решении арифметических задач, где первичная трудность (непонимание сути математических операций) обусловлена и сопровождается непониманием определенных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и «квазипространственные» отношения, предложенные в условиях, называется:
- Филогенез эмоций был исследован:
- Факторы, которые обеспечивают закономерности совместной̆ работы левого и правого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур.
- Проба исследования внимания, работоспособности и утомляемости, которая может быть проведена непосредственно во время беседы с пациентом.
- Нарушение сознания по «речевому» типу, когда дезориентировка в себе и в окружающем протекает на фоне речевых расстройств (разных форм афазий) связано с:
- Участок коры больших полушарий, который обеспечивает временное хранение и консолидацию следов памяти о недавних событиях.
- Невозможность самостоятельного включения больного в выполнение какой-либо деятельности — речевой, двигательной и др. (в ответ на инструкцию воспроизвести какое-либо движение или позу остаются бездеятельными):
- Нарушение, которое проявляются в виде изменений пропорций тела и его частей; появление лишних конечностей; «отчуждение» конечностей и частей тела:
- Решающий вклад в разработку теории системной динамической локализации ВПФ внесли концепции:
- Нарушение, которое характеризуется дурным, угнетенным настроением, печалью, унынием, угрюмостью, ощущением глубокого несчастья, пессимистической оценкой настоящего и будущего:
- Афферентными называются нейроны:
- Предметная агнозия возникает при поражении:
- Чему тождественно абстрактно-логическое мышление:
- Методика Мюнстерберга условий используется Этьенн-Доминик для исследования:
- Нарушение речевого слуха или письма, при котором происходит замена одного звука или буквы другим называется:
- Системное нарушение речи, приводящее к нарушению фонематического слуха:
- Резкое обострение памяти, а так же увеличение объема и прочности запоминания – это …
- Трудность переключения с одного вида деятельности на другой, которая проявляется в наличии персевераций, они могут иметь как генерализованный, полимодальный, так и модально-специфический характер – это:
- Области головного мозга, при поражении которых возникают интеллектуальные дефекты вследствие нарушений модально-специфических факторов: слухоречевого гнозиса или слухоречевой памяти, — что ведет к вторичным нарушениям вербально-логических, семантических операций:
- Поражения, при которых характерны постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств (мимики и пр.) на фоне изменений психики
- Основной теоретической задачей нейропсихологических исследований А.Р. Лурия была разработка:
- Автор классификации, в которой есть три формы апраксий:
- Психофизиологическая основа ВПФ, которая имеет сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.
- Субъективное искажение обоняния называется:
- Нарушение, которое проявляется в виде воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания предшествующих слов называется:
- Данные синдромы возникают при поражении неспецифических структур разных уровней, начиная от нижних отделов ствола мозга и кончая медиобазальными отделами коры лобных и височных долей. Поражение этих структур вызывает нарушение работы модально-неспецифических факторов._____
- Повреждения данной структуры мозга приводят к ухудшению выработки (запоминанию) автоматизированных движений:
- Потеря памяти на события, непосредственно предшествующие заболеванию, серьезной физической или психической травме называется:
- Плохая ориентация больного в пространственных признаках изображения говорит о:
- Основоположником отечественной нейропсихологии является:
- Концепцию о трех структурно-функциональных блоках головного мозга сформулировал:
- Структура, при разрешении которой нарушается способность определять и идентифицировать мотивационное и эмоциональное значение происходящих событий, различать социально-эмоциональные нюансы поведения других людей,